Уют во дворе

Многие дворы современных жилых комплексов давно превратились в парковки для автомобилей.

Не только многие застройщики не хотят инвестировать в создание дворовой территории. Зачастую нормальные дворы не нужны самим жильцам современных ЖК.

Благоустройство двора — дело затратное и в зависимости от класса жилого комплекса может обойтись девелоперу в 5–15% общей стоимости проекта. При этом если в Москве расходы сразу отбиваются, так как хороший двор добавляет к цене квартиры в среднем от 4 до 15%, то в Петербурге наличие качественного дворового пространства пока никак не влияет на стоимость.

"Хороший двор в текущей ситуации ничем не выгоден застройщику, — подтверждает генеральный директор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков. — Именно поэтому все благоустройство у нас проектируется, финансируется и реализуются по остаточному принципу, а иногда и вообще не происходит. Застройщик продает воздух и картинки, поэтому, когда в ЖК уже реализованы все квартиры, непонятно, зачем тратить деньги на благоустройство", — говорит эксперт.

В то же время в готовых комплексах благоустроенный двор — достаточно весомое конкурентное преимущество. "Это еще один плюсик к проекту, причем очень важный, хотя и не основной с точки зрения продаж, — убеждена директор по маркетингу Mirland Development Corporation Елена Валуева. — Но при прочих равных, хороший двор может стать тем аргументом, который финально приведет к выбору в пользу именно этого проекта".

Эксперты считают, что с учетом растущей конкуренции, вызванной ситуацией на рынке, значение общественных пространств и дворов, в частности, неминуемо будет расти. "Сейчас все ездят за границу, видят там комфортную среду обитания и, естественно, хотят, чтобы и дома было так же. Те компании, которые этот факт будут игнорировать, уже в ближайшем будущем столкнутся с трудностями при реализации квартир. Им придется искать другие пути — например, демпинговать, а демпинговать уже некуда", — считает генеральный директор "MASTER девелопмент" Вячеслав Семененко. Обычно для того, чтобы сделать дворы более уютными, в них ставятся скамейки, разбиваются цветники и газоны, устанавливаются красивые фонари.

"Возможна установка небольших декоративных фигур, деревьев в кадках, в последнее время застройщики заявляют также фонтаны во дворах", — говорит Елена Валуева. Однако, по словам директора по маркетингу холдинга RBI Михаила Гущина, нередко элементом дизайна становится необычный арт–объект, который не только связан с идеей всего проекта, но и способен стать центром общественного притяжения — местом для встреч, фоном для селфи и т. д.".

Однако, по словам Николая Пашкова, для создания комфортной среды, социальной жизни и взаимодействия жильцов аккуратно подстриженных газонов и красивых скульптур недостаточно. Проблема в том, что, несмотря на то что с 20–30–х годов прошлого века в нашей стране культивировали "коллективный быт", культура добрососедского общения в России практически полностью забыта. "Люди буквально боятся высунуться из собственной квартиры, не знают имен соседей, в лучшем случае просто здороваются друг с другом, — говорит координатор Центра прикладной урбанистики в Санкт–Петербурге Борис Юшенков. — При этом всем понятно, что добрые отношения с людьми, которые живут рядом, лучше, чем безразличие".

По словам эксперта, согласно результатам проведенных опросов, желание общаться с соседями есть у многих жильцов, однако их останавливает неумение знакомиться, страх показаться навязчивым и прочие похожие причины.

Однако вопрос проектирования дворов исходя из пожеланий будущих жильцов остается открытым. В многоквартирных высотных домах зачастую сами жильцы не заинтересованы в том, чтобы свободная территория перед их домом была использована под уютный двор. Практика показывает, что большинство проголосует за создание бесплатной автостоянки. Пока традиция создания открытых пространств внутри жилых комплексов по аналогии с советскими дворами успешно возрождается в пригородных малоэтажных комплексах.

к списку статей в СМИ


Онлайн-консультант
Наверх